Для прокладки инженерных сетей бестраншейным способом используется метод горизонтально направленного бурения (ГНБ). Это щадящая технология, позволяющая создать подземное монтажное пространство для прокладки трубы или кабеля, не повреждая при этом целостность поверхности грунта по пути прокладывания коммуникации. Нарушение почвы происходит только в стартовой и финишной точке скважины, где отрывают котлованы для ГНБ — стартовый и приемный, а также, в случае необходимости, рабочий приямок.
Прокол пилотной скважины выполняется по заданной траектории от стартового (рабочего) котлована к финишному (приемному). Оператор локации корректирует движение бура под землей с помощью локационного зонда, находящегося в забурнике.
Перед рытьем ям учитывают ряд факторов, влияющих на их размещение:
Размеры котлована под ГНБ определяют следующие факторы:
В практике горизонтального бурения роются рабочие котлованы размером 3 на 2 метра. Входное отверстие скважины находится в стартовом котловане на высоте 0,5 м от поверхности грунта. Глубину определяют по объему породы, которую необходимо вынуть из ствола скважины во время бурения. Когда яма наполовину или больше заполняется выбуренной породой, котлован вычищается, и бентонитовая эмульсия для бурения приготавливается заново.
Приемный котлован несколько меньше рабочего: он имеет размер 2 на 2 метра, и глубина его одинакова со стартовым. Если угол, под которым вышел из скважины буровой зонд, недостаточен, чтобы беспрепятственно завести футляр для прокладки коммуникации, дополнительно отрывают монтажную траншею, исключающую заломы футляра во время его протяжки по скважине.
Место, где будет расположен приемный и рабочий котлован при ГНБ, определяет подрядчик. В случае необходимости дополнительно отрывается входной приямок, через который на начальном этапе бурения в грунт вводятся буровые штанги. Во время прохождения пилотной скважины в рабочем приямке производится сбор бурового раствора и осаждение разрушенной породы.
Стартовый котлован для ГНБ необходим для следующих операций:
Финишный приямок отрывается под уклоном к стенке, из которой будет выведен забурник. Уклон необходим, чтобы исключить перегибы и заломы трубы при затаскивании в скважину рабочего трубопровода или футляра для кабеля. Если обсадка скважины выполняется стальными трубами, приямок отрывают на длину трубы. Когда сваривание производится в приямке, организовывается пространство для работы сварщика. В некоторых случаях необходимость в финишном приямке вовсе отсутствует, буровая колонна выводится на поверхность в обозначенной подрядчиком точке.
Основной нормативный документ, определяющий перечень требований к обустройству котлованов, — технические условия на закрытый переход. В нем указаны расстояния, которые необходимо выдерживать при рытье ям около автомобильных дорог и железно-дорожных путей.
Информацию о параметрах и удаленности приямков от дорожного полотна указывают в технологических картах устройства скрытых переходов. Эти величины зависят от количества и диаметра продавливаемых под дорогой труб:
Одна труба:
В условиях бурения пилотной скважины, через которую протягивается футляр без использования расширителя, котлован в конце бурового отверстия может иметь меньшие размеры, достаточно 1 м в ширину. При продавливании двух и более труб размеры приямков увеличивают на 100 мм во все стороны на каждую дополнительную трубу.
При отрывании ям, необходимых для бурения горизонтальных скважин, соблюдают отступы от ж/д путей и автодорог:
Проектируя бестраншейный переход необходимо учитывать ландшафт местности и существующую на месте бурения надземную и подземную инфраструктуру. Выбирая зоны размещения приямков, нужно отмечать точки пересечения скважиной существующих коммуникаций. Для обустройства ям выбираются места, удаленные от подземных коммуникаций, это исключит нештатные ситуации и аварийные порывы.