» » Котлованы для ГНБ


Оборудование для ГНБ от компании FORWARD


Котлованы для ГНБ

Для прокладки инженерных сетей бестраншейным способом используется метод горизонтально направленного бурения (ГНБ). Это щадящая технология, позволяющая создать подземное монтажное пространство для прокладки трубы или кабеля, не повреждая при этом целостность поверхности грунта по пути прокладывания коммуникации. Нарушение почвы происходит только в стартовой и финишной точке скважины, где отрывают котлованы для ГНБ - стартовый и приемный, а также, в случае необходимости, рабочий приямок.

Особенности котлована

Прокол пилотной скважины выполняется по заданной траектории от стартового (рабочего) котлована к финишному (приемному). Оператор локации корректирует движение бура под землей с помощью локационного зонда, находящегося в забурнике.

Перед рытьем ям учитывают ряд факторов, влияющих на их размещение:

  • Близость котлованов к месту будущей врезки в сеть. Располагая ямы максимально близко к месту подключения, экономятся ресурсы, необходимые для завершения работ по подключению прокладываемой коммуникации к существующей сети. 
  • Наличие около приямка свободной площади. Около стартового котлована располагается установка ГНБ, оборудование, бытовка для рабочих, складируется инструмент и расходные материалы. В этом месте требуется больше свободной площади, чем возле точки выхода забурника.
  • Наличие подъездных путей. К точке, от которой будет производиться бурение, необходимо иметь удобный подъезд для подвоза оборудования и расходных материалов.
  • По окончании бурения пилотной скважины со стороны приемного котлована заводится рабочая труба или футляр для прокладки коммуникаций. После этого выполняется протяжка коммуникации через скважину, эти работы не требуют большой рабочей площадки.
  • Место расположения ям согласовывают с заказчиком на этапе проектирования скважины и вносят сведения в технологическую карту ГНБ. Непосредственно перед рытьем представителя заказчика уведомляют о начале работ. После обустройства приямков их ограждают сигнальными лентами и освещают, если работы ведутся в ночное время.

Стандартные размеры котлована для ГНБ

Размеры котлована под ГНБ определяют следующие факторы:

  • длина и диаметр прокола, который необходимо произвести;
  • тип установки, которой будет производиться бурение.

В практике горизонтального бурения роются рабочие котлованы размером 3 на 2 метра. Входное отверстие скважины находится в стартовом котловане на высоте 0,5 м от поверхности грунта. Глубину определяют по объему породы, которую необходимо вынуть из ствола скважины во время бурения. Когда яма наполовину или больше заполняется выбуренной породой, котлован вычищается, и бентонитовая эмульсия для бурения приготавливается заново.

Приемный котлован несколько меньше рабочего: он имеет размер 2 на 2 метра, и глубина его одинакова со стартовым. Если угол, под которым вышел из скважины буровой зонд, недостаточен, чтобы беспрепятственно завести футляр для прокладки коммуникации, дополнительно отрывают монтажную траншею, исключающую заломы футляра во время его протяжки по скважине.

Сравнение приемного и рабочего котлована

Место, где будет расположен приемный и рабочий котлован при ГНБ, определяет подрядчик. В случае необходимости дополнительно отрывается входной приямок, через который на начальном этапе бурения в грунт вводятся буровые штанги. Во время прохождения пилотной скважины в рабочем приямке производится сбор бурового раствора и осаждение разрушенной породы.

Стартовый котлован для ГНБ необходим для следующих операций:

  • монтажа и демонтажа оборудования, обеспечивающего бурение;
  • монтажа и демонтажа оборудования, обеспечивающего бурение;
  • ввода бурового инструмента в устье скважины;
  • приготовления и сбора бурового раствора;
  • осаждения выбуренной породы.
  • Приемный котлован ГНБ - менее значимое техническое сооружение, он служит для:
  • вывода на поверхность рабочего зонда;
  • монтажа-демонтажа расширителей скважины;
  • заведения обсадной трубы или футляра для прокладки коммуникаций.

Финишный приямок отрывается под уклоном к стенке, из которой будет выведен забурник. Уклон необходим, чтобы исключить перегибы и заломы трубы при затаскивании в скважину рабочего трубопровода или футляра для кабеля. Если обсадка скважины выполняется стальными трубами, приямок отрывают на длину трубы. Когда сваривание производится в приямке, организовывается пространство для работы сварщика. В некоторых случаях необходимость в финишном приямке вовсе отсутствует, буровая колонна выводится на поверхность в обозначенной подрядчиком точке.

Советы по устройству котлована

Основной нормативный документ, определяющий перечень требований к обустройству котлованов, - технические условия на закрытый переход. В нем указаны расстояния, которые необходимо выдерживать при рытье ям около автомобильных дорог и железно-дорожных путей.Информацию о параметрах и удаленности приямков от дорожного полотна указывают в технологических картах устройства скрытых переходов. Эти величины зависят от количества и диаметра продавливаемых под дорогой труб:

Одна труба:

  • стартовый приямок размерами 3,0 м на 2,0 м и глубиной 0,5 м от поверхности до входного отверстия;
  • финишный приямок 2,0 м на 2,0 м и глубиной 0,5 м от поверхности до входного отверстия;

В условиях бурения пилотной скважины, через которую протягивается футляр без использования расширителя, котлован в конце бурового отверстия может иметь меньшие размеры, достаточно 1 м в ширину. При продавливании двух и более труб размеры приямков увеличивают на 100 мм во все стороны на каждую дополнительную трубу.

При отрывании ям, необходимых для бурения горизонтальных скважин, соблюдают отступы от ж/д путей и автодорог:

  • 2,0 м от подошвы дорожной насыпи;
  • когда дорога обустроена ливневой канавой, соблюдают отступ необходимый, для прохождения скважины под ней без сильных изгибов;
  • когда места достаточно, соблюдают отступы, равные 4,0 - 5,0 м от проезжей части;
  • если у дороги есть обочина, расстояние считают от нее, а не от дорожного полотна;
  • при буровых работах в границах города стараются не располагать оборудование и отрывать котлованы в пределах зеленых зон, делают отступы от тротуаров, если это невозможно, разрушенные участки по окончанию работ восстанавливают;
  • больший (рабочий) приямок обустраивают там, где содержится меньше подземных коммуникаций;
  • в пределах города приямки и рабочая площадка огораживаются сигнальными лентами или забором.

Проектируя бестраншейный переход необходимо учитывать ландшафт местности и существующую на месте бурения надземную и подземную инфраструктуру. Выбирая зоны размещения приямков, нужно отмечать точки пересечения скважиной существующих коммуникаций. Для обустройства ям выбираются места, удаленные от подземных коммуникаций, это исключит нештатные ситуации и аварийные порывы.



Посмотрите примеры объектов ГНБ


Напишите, что вы думаете на эту тему:

Заполните форму и мы отправим вам полный каталог нашего оборудования на указанный адрес.

Смотрите также: