» » Аварии в процессе бурения, причины возникновения и способы ликвидации

Аварии в процессе бурения, причины возникновения и способы ликвидации

Аварии в процессе бурения, причины возникновения и способы ликвидации

Аварии происходят главным образом в результате несоблюдения утвержденного режима бурения, неисправности бурового оборудования и бурильного инструмента и недостаточной квалификации или халатности членов буровой бригады.

Виды аварий при бурении:

  • Аварии с буровыми долотами.

  • Аварии с забойными двигателями.

  • Аварии с бурильными трубами.

  • Аварии с обсадными трубами.

  • Аварии с наземным буровым оборудованием.

  • Аварии с геофизическими и другими измерительными приборами.

  • Аварии при освоении скважин.

Рассмотрим основные из них:

Поломка долот:

Аварии с долотами немногочисленны, но они значительно замедляют темпы углубления скважины. При аварии с долотами в скважине остаются или целые долота, или их узлы (шарошки, лапы с шарошками и др.). В количественном отношении оставление целого долота в скважине встречается значительно реже, чем его узлов, но на извлечение каждого долота из скважины затрачивается значительно больше времени, чем на его узлы.

 

Меры предотвращения аварий, связанных с поломкой долот:

  • Перед опусканием долота в скважину производится проверка кольцевым шаблоном диаметр, замковая резьба, сварочные швы корпуса и лап, а также промывочные отверстия;

  • При бурении придерживаться указаний геолого-технического наряда. Нужно обращать внимание на тщательную очистку промывочной жидкости;

  • После поднятия из скважины долота его отвинчивают с помощью вставленной в ротор долотной доски, промывают водой, подвергают наружному осмотру

  • Периодические очистки забоя скважины от металла забойным шламоуловителем или магнитным фрезером

 Аварии с бурильными трубами

Аварии с бурильными трубами часто возникают при роторном бурении скважины. Главная причина подобных аварий - совокупность всех напряжений, которые возникают в трубах. Также к авариям с бурильными трубами приводит недостаточная квалификация бурильщиков и других мастеров, входящих в состав буровой бригады.

Даже несложные поломки и аварии могут привести к колоссальным последствиям, поэтому, чтобы не бороться с негативными последствиями аварий, нужно принимать меры по их предотвращению.

Мероприятия по предупреждению аварий с бурильными трубами:

  • Применять высококачественные глинистые растворы, дающие тонкие плотные корки на стенках скважин, снижать липкость глинистого раствора, вводить смазывающие добавки

  • Обеспечивать максимально возможную скорость восходящего потока глинистого раствора; перед подъемом бурильной колонны промывка скважин должна производиться до полного удаления выбуренной породы и приведения параметров глинистого раствора в соответствие с указанными в ГТН

  • Обеспечивать полную очистку глинистого раствора от обломков выбуренной породы

  • Регулярно прорабатывать в процессе бурения зоны возможного интенсивного образования толстых корок

  • Утяжелять глинистый раствор при вращении бурильной колонны

  • Следить в глубоких скважинах за температурой восходящего глинистого раствора, так как резкое снижение ее свидетельствует о появлении разрыва резьбовых соединений в колонне бурильных труб выше долота

Так же, частой причиной  аварии являются прихваты, поломка в скважине долот и турбобуров, поломка и отвинчивание бурильных труб и падение бурильного инструмента и других предметов в скважину.

Прихваты бурильных и обсадных колонн происходят по следующим причинам. 

  1. Вследствие перепада давлений в скважине в проницаемых пластах и непосредственного контакта некоторой части бурильных и обсадных колонн со стенками скважины в течение определенного времени.

  2. При резком изменении гидравлического давления в скважине в результате выброса, водопроявления или поглощения бурового раствора.

  3. Вследствие нарушения целостности ствола скважины, вызванного обвалом, вытеканием пород или же сужением ствола.

  4. При образовании сальников на долоте в процессе бурения или во время спуска и подъема бурильного инструмента.

  5. Вследствие заклинивания бурильной и обсадной колонн в желобах. Попадание в скважину посторонних предметов, заклинивания нового долота в суженной части ствола из-за срабатывания по диаметру предыдущего долота.

  6. В результате оседания частиц выбуренной породы или твердой фазы глинистого раствора при прекращении циркуляции бурового раствора.

  7. При неполной циркуляции бурового раствора через долото за счет пропусков в соединениях бурильной колонны.

  8. При преждевременном схватывании цементного раствора в кольцевом пространстве при установке цементных мостов.

  9. При отключении электроэнергии или выходе из строя подъемных двигателей буровой установки.

Для предупреждения прихватов необходимо: 

  • применять высококачественные глинистые растворы, дающие тонкие плотные корки на стенках скважин, снижать липкость глинистого раствора, вводить смазывающие добавки

  • обеспечивать максимально возможную скорость восходящего потока глинистого раствора; перед подъемом бурильной колонны промывка скважин должна производиться до полного удаления выбуренной породы и приведения параметров глинистого раствора в соответствие с указанными в ГТН

  • обеспечивать полную очистку глинистого раствора от обломков выбуренной породы

  • регулярно прорабатывать в процессе бурения зоны возможного интенсивного образования толстых корок

  • утяжелять глинистый раствор при вращении бурильной колонны

  • следить в глубоких скважинах за температурой восходящего глинистого раствора, так как резкое снижение ее свидетельствует о появлении разрыва резьбовых соединений в колонне бурильных труб выше долота

Основными причинами поломок буровых вышек являются:

  • Затаскивание талевого блока под кронблок из-за неисправности противозатаскивателя или невнимательности бурильщика.

  • Перегрузка фонарей вышек при расхаживании прихваченных бурильных колонн.

Аварии из-за поломок буровых лебедок, силовых приводов и другого наземного оборудования встречаются редко, но они, как и аварии с фонарями вышек, имеют затяжной характер. Аварии этого вида происходит там, где профилактическому осмотру оборудования не уделяется должного внимания, это и ведет к поломке подшипников, звездочек, валов, трансмиссий, компрессоров, редукторов и т.п. в редких случаях причиной таких аварий является заводской дефект.


Заполните форму и мы отправим вам полный каталог нашего оборудования на указанный адрес.

Смотрите также: